Чудотворный образГлавная святыня монастыря – резной образ святителя Николая чудотворца. По своему внешнему виду образ сходен с Можайским образом угодника Христова, то есть святитель изображается с мечом и храмом. Единственным отличием является наличие у Радовицкого образа святителя Николая митры. Вырезан он из цельного яблоневого дерева и имеет в высоту 2 аршина 3 вершка. На нем серебряная позлащенная риза, представляющая собой святительское облачение (крестчатое золотыми крестиками) – фелонь, палицу, омофор. Митра святителя и нимб с сиянием – серебряные, позолоченные, обнизанные жемчугами, алмазами, стеклами восточного хрусталя и стразами. С правой стороны меч обложен серебром, позолоченным с алмазами и стразами. В левой руке - изображение церкви из дерева, местами позолоченное. На поклонение к святому образу приходило огромное число людей. Каждый житель Егорьевского края считал необходимым посетить монастырь, побывать на Святом озере, помолиться в церкви святителя Николая, приложиться к его чудотворному образу. В монастырь приходили убогие и больные, крестьяне и видные государственные деятели, высокие чиновники и купцы, царская семья и воеводы, князья и мастеровые. Они же были и жертвователями на строительство и украшение монастыря. Самыми известными вкладчиками материальных средств в монастырь в разные годы были: мать Петра I - княгиня Наталья Кирилловна, царевна Софья Алексеевна, царь Иоанн Алексеевич, императрица Анна Иоанновна, князь Владимир Волконский, княгиня Долгорукова, князь Андрей Черкасский, боярин Федор Бутурлин, боярин Петр Шереметев. Замечательна историческая судьба этого образа. В точности не известно, когда он явился. Из различных письменных памятников обители видно, что при игумене Ионе Рогоже образ уже был в монастыре и почитался явленным. Иона Рогожа жил около последней четверти XVI века, следовательно, не позднее середины того же века явился и образ. С этого времени в течение полутораста или более лет он находился в великой славе, источая множество исцелений, которых уже в начале XVIII века было засвидетельствовано более 250. Но в 1722 году монастырь обвинили в том, что он слишком усердно распространяет вести об исцелениях у образа святителя, и по указу императора Петра I икона была взята из монастыря и поставлена с прочими резными образами при Святейшем Синоде и находилась там пять лет. Иноки Радовицкой обители не раз обращались к государю с просьбой вернуть образ, приводя в подтверждение многочисленные чудеса, происходившие от иконы, но Петр I, скептически относившийся ко всяким чудесам и считавший их небылицами и суевериями, каждый раз отказывал в прошении. После смерти императора его прежняя супруга Евдокия Федоровна Лопухина, в иночестве Елена, вернувшаяся из ссылки в Москву, выпросила икону себе в Московский Новодевичий монастырь. Узнав историю чудотворного образа, Евдокия Федоровна вернула его в Радовицкую обитель. В 1728 году икона на руках с зажженными свечами и пением псалмов была перенесена из Москвы в монастырь, где и пребывала до смутных времен ХХ века. И вот уже во второй раз икона могла бы быть утрачена в смутные годы ХХ века. Обитель подверглась разорению и опустошению. Не избежал этой участи и сам чудотворный образ. Серебряная риза, драгоценные камни, серебряное убранство меча и митры были сняты с образа в сороковых годах и увезены в неизвестном направлении, но чудом уцелевший образ святителя Христова сохранялся верующими людьми в притворе собора Рождества Богородицы. Когда монастырь начали целенаправленно разрушать, образ вместе с другими святынями был передан благочестивыми христианами в Пятницкую церковь села Туголес Шатурского района. Тщанием настоятеля этого храма протоиерея Михаила Сырчина к образу были устроены новая риза и деревянная вызолоченная митра с каменьями. Икона была установлена на правом столпе храма в устроенном кивоте. В свое время, когда Рязанская епархия желала собрать все святыни Рязанской земли, ее управляющий архиепископ Симон (впоследствии митрополит, ныне покойный) обращался к митрополиту Ювеналию с просьбой передать чудотворный образ святителя в Рязань. Владыка митрополит обратился к тогдашнему настоятелю Пятницкой церкви с.Туголес, ныне архимандрит Сергий (Шагаев), настоятель Тихвинского храма г.Ногинска, с пожеланием узнать его мнение. Отец Сергий выразил пожелание, чтобы чудотворный образ сохранился в пределах Московской епархии, и если наступят времена возрождения (о которых в те времена было невозможно даже мечтать!), то святыня могла бы свободно вернуться в родную обитель, расположенную на территории уже Московской области. Так Всеведущий Господь и чудотворец святой Николай через своих верных служителей сохранили великую святыню – чудотворный Радовицкий образ святителя Николая. Последние годы образ бережно сохранялся в Пятницкой церкви с.Туголес Шатурского района ее настоятелем архимандритом Никоном (Матюшковым). И вот настали времена, когда вновь зазвучал колокольный звон по Руси, заблестели золотом кресты на куполах храмов и монастырей. Начал восстанавливаться и Николо-Радовицкий монастырь. В 2009 году митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий благословил вернуть святыню в Николо-Радовицкий монастырь. 24 июля после Божественной Литургии в Пятницкой церкви с.Туголес и крестного хода Радовицкий образ на автомобиле был доставлен в поселок Рязановский, где икону встречали большое число прихожан обители и паломники. Далее икона крестным ходом на руках при пении духовных песнопений была перенесена в Николо-Радовицкий монастырь и обнесена вокруг собора Рождества Богородицы. Более пятисот человек приняли участие в крестном ходе: и старые, и молодые, и младенцы, и священнослужители, и настоятельницы Егорьевских монастырей, и руководители органов местного самоуправления, и болящие, и труждающиеся – все с легкостью преодолели восьмикилометровый путь до обители под палящими лучами солнца, покрываемые святительским омофором великого чудотворца и угодника Божия Николая. После коленопреклоненной молитвы образ перенесен в надвратный храм святых апостолов Петра и Павла. В 2010 году икона была установлена в отреставрированном соборе Рождества Богородицы в новом резном кивоте на своем историческом месте.
|