Настоятели монастыряИз настоятелей Радовицкого монастыря известны:
Настоятелями Николо-Радовицкого мужского монастыря до 1702 года были игумены; затем до 1764 года - архимандриты. По причине отчисления обители к 3-му классу в 1764 году настоятелями вновь стали игумены. С 1852 года по указу Святейшего Синода от 31 декабря 1851 года Николо-Радовицкий монастырь для «усугубления способов к содержанию архиерейского дома» поступил в настоятельство рязанских архипастырей, а сам монастырь управлялся наместником. Первым настоятелем-игуменом обыкновенно считают Иону (Рогожу), вероятно, на том основании, что: 1) будто монастырь получил основание со времени явления чудотворного образа святителя Николая лично при Ионе (Рогоже); 2) Иона первый испросил грамоту на владения монастырские; 3) в синодиках имя его записано первым в числе усопшей братии. Но если до явления чудотворной иконы святителя Николая не было на самом месте монастыря, зачем монах Иона (Рогожа) жил тут? Скорее всего, что прочие настоятели, бывшие до Ионы, по чувству смирения боялись беспокоить великого князя своими прошениями о помощи их братству, давшему обет нестяжания, особенно после указа о запрете вотчинникам отдавать свои вотчины в монастыри на помин душ умерших, и когда митрополитам, архиереям и монастырям запрещено даже покупать и принимать в залог земли. Также и в грамоте Иоанна IV монастырь не назван новообразованным, а игумену Ионе ни прямо, ни косвенно титло основателя монастыря не дано, между тем как образ святителя Николая назван новоявленным. К тому же, из 3-го и 5-го монастырских синодиков видно, что до священноигумена, монаха Ионы, уже было довольное число усопших в обители иноков: неужели все они пришли в монастырь при нем, и ему пришлось их всех пережить? Конечно, нет. Значит, игумен Иона не был основателем монастыря и собирателем братии. Основателем является монах-грек ПАХОМИЙ. 1) ПАХОМИЙ О монахе Пахомии заявляет только синодик. Если бы, между прочим, Пахомий жил после Ионы, то письменность того времени непременно заявила бы о нем: или по части хозяйственной, или по части нравственного управления братией. Ибо в то время взаимные отношения владельцев любили уже заявлять о себе в письменных документах. Но письменность того времени ничего не упоминает о сем игумене Пахомии, и не потому ли особенно, что он жил гораздо ранее, в тот именно период, когда люди, мало знакомые с письменностью, вверяли события в свои взаимные отношения - одному слову или доброй памяти? Монах Пахомий, грек по происхождению, пришел на Русь в 1410 году вместе с митрополитом Фотием, коему определено было управлять Русской Церковью. По смерти своего аввы в 1431 году инок решил не возвращаться на Родину в Фессалию, а остаться в полюбившейся ему России. Он отправился в странствие, ища себе уединенного места, чтобы нести монашеские подвиги. И вот среди глухих лесов и топких болот ему открылась живописная картина: прекрасное чистое озеро и в центре его - небольшой островок. Монах Пахомий переправился на островок и основал здесь место своего отшельничества. Предположительно первые келии были земляными, а первый храм – деревянный в честь Рождества Богородицы. Постепенно вокруг отшельника стали собираться люди, ищущие духовного совета или желающие монашества. Памятуя о своей Родине, иеромонах Пахомий назвал свое жилище Акакиевой пустынью, а возникшее вокруг озера поселение – Радовицами. Дата смерти монаха неизвестна. 2) ИОНА РОГОЖА Помещаем сего игумена вслед за иеромонахом Пахомием не потому, что он был преемником его (Пахомий жил в половине XV, а Иона в половине XVI века), а потому, что не знаем тех настоятелей, которые управляли обителью в вековое пространство до игумена Ионы. Иону Рогожу можно назвать первым настоятелем по его известности в предании и по письменным актам. При нем явился чудотворный образ святителя Николая, и сим самым Ионою испрошена у царя Иоанна IV первая грамота на владение землями и угодьями. 3) АНТОНИЙ Он в 1619 году у новоизбранного царя Михаила Феодоровича испросил повторную грамоту на владения монастырские вместо той, которая дана была Иоанном IV, но во время междуцарственных беспорядков утратилась, будучи оставлена в Москве для хранения в доме частного лица. В синодиках Антоний везде писан после Пахомия. 4) ИОСИФ О его управлении монастырем упоминается в 1620 году - в выписке из вотчинных книг, данной по указу царя Михаила Феодоровича, и утвердительной грамоте, данной тем же царем и патриархом Филаретом, в 1623 году. В синодике Иосиф назван игуменом и помещен после Антония. 5) ИЛАРИОН О его управлении монастырем упоминается в 1629 году. Больше сведений о его деятельности нет. 6) ЕВФИМИЙ О нем упоминается в мировой записи 1634 года. При нем случилось разграбление монастыря и причинение побоев как ему, так и братии от крестьян села Нудовши (ныне дер.Лесное Луховицкого района). 7) АНТОНИЙ II-й Он в 1642 году подавал челобитную царю Михаилу Феодоровичу о причислении к монастырю порожней земли, принадлежавшей некогда к запустевшей церкви, что в Перевитском Торжке. Земля эта (40 десятин пахотной и 80 десятин луговой) была пожалована монастырю, и там, где была церковь, Радовицким монастырем выстроена была пустынь, называвшаяся Николаевско-Перевицкою. Содержанием эта пустынь пользовалась от Радовицкого монастыря. Затем, когда вотчины от монастыря были отобраны, и у монастыря для своего содержания оскудели средства, пустынь эта была закрыта, церковь (деревянная) была отдана в село Ганкино, а утварь перенесена в монастырь. При сем игумене была построена и освящена каменная пятиглавая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. 8) ИОСИФ II-й О нем упоминается в писцовых книгах в 1659 году; определен он в настоятели (по историку Строеву) 23 января 1653 года. 9) НИФОНТ Имя его значится на серебряном паникадиле, устроенном в 1663 году. 10) ИОАСАФ Имя его упомянуто у историка Строева в списке настоятелей, датируемым 1669 годом. 11) ФЕРАПОНТ В схиме ФЕОДОТ. Он известен из надписи, сделанной в 1669 году на серебряном окладе образа святителя Николая, принесенного в монастырь по завещанию Ивана Андреевича Ржевского. Кроме этого, в книге «Описание чудес», бывших от явленного чудотворного образа святителя Николая, под №184 говорится, что игумен сей в своей болезни, призвав помощь угодника Божия, внезапно стал здоров. 12) ИАКОВ (1677-1681 гг.) Он подавал челобитную царю Феодору Алексеевичу о размежевании. Из грамоты сего царя видно, что в 1678 году сгорели все монастырские здания. 13) ИГНАТИЙ (1681-1687 гг.) Он поставлен в игумена из иеромонахов 6 декабря 1681 года митрополитом Иосифом, а 30 октября 1688 года митрополитом Авраамием переведен в Солотчинский монастырь с возведением в сан архимандрита. Он известен по вкладной монастырской книге и по выписи из межевых книг. 14) ИЛАРИОН (1688-1697 гг.) Он определен настоятелем из иеромонахов сего же монастыря, а 7 января 1689 года произведен в игумена митрополитом Авраамием. В 1697 году мая 6 дня он с возведением в сан архимандрита, переведен в настоятеля Иоанно-Богословского монастыря. 15) ГЕРАСИМ (1697-1700 гг.) Он произведен в игумена 24 июня 1697 года, а 2 марта 1700 года возведен в сан архимандрита и в то же время перемещен в Муромский Спасов монастырь настоятелем. 16) ДАВИД (1700-1702 гг.) Он возведен в сан игумена в марте 1700 года, и 18 сентября дана ему в том настольная грамота. АРХИМАНДРИТЫ17) Иродион (1702-1704 гг.) Он прежде был игуменом, а потом, 27 января 1702 года, возведен в сан архимандрита. 18) Мисаил (1704-1711 гг.) Он из крестовых иеромонахов определен в настоятеля сего монастыря 15 февраля 1704 года Стефаном Яворским, митрополитом Рязанским, а 7 марта возведен в сан архимандрита. При нем устроены новые кресты на церкви Рождества Пресвятой Богородицы. 19) Иосиф (1712-1717 гг.) Он определен 31 августа 1712 года и во время управления своего монастырем старался о приведении зданий его в лучший порядок и вид. В 1717 году он переведен в Рязанский Духов монастырь, где подпал сильному оскорблению от некоего иеромонаха Иосифа, который за это был вызван в канцелярию Святейшего Синода и там подвергнут телесному наказанию. За Иосифом следовал Софоний в 1717 и 1718 годах, 2 февраля переведен в Коломенский Спасский монастырь. В Радовицком монастыре о нем нигде не упоминается, и по другим источникам он не известен. 20) Гедеон (1718-1738 гг.) Сын священника и сам был священником в селе Федяеве Шацкого уезда. Овдовев, он, согласно его прошению, пострижен был в монашество во вкладном дедов и прадедов его Николаевском Черневе монастыре, а из этого монастыря взят в дом покойного Стефана, митрополита Рязанского, и служил при нем в Москве и С-Петербурге крестовым попом по 1722 год. В июне этого года преосвященным Стефаном отпущен в Переславль Рязанский в Николаевский Радовицкий монастырь архимандритом. Замечательный настоятель; когда в 1722 году явленно-чудотворный образ святителя Николая по Указу Святейшего Синода был взят из монастыря, Гедеон, составив список всех чудесных исцелений, совершившихся при образе в течение 17 столетия, представил оный в Святейший Синод, доказывая сим подлинность почитания его чудотворным и умоляя о возвращении его в обитель. Он же в свое время имел утешение и сопровождать сей образ при возвращении его из Москвы в монастырь в 1725 году. По кончине Императора Петра Великого архимандрит Гедеон был вызван для участия в погребении Императора. На время поездки архимандрита Гедеона в Петербург Николае-Радовицким монастырем управлял настоятель Солотчинского монастыря архимандрит Софроний Лихуда. В 1739 году архимандрит Гедеон перемещен в Муром в Благовещенский монастырь, откуда по прошению уволен на покой в Рязанский Спасский монастырь, где и окончил свою жизнь. 21) Иоасаф (1739-1755 гг.) Переведен в сей монастырь из Солотчинского монастыря. В 1754 году при нем отведено в Тамбовском уезде при деревнях Вишенке и Рудовке в пользу сего монастыря степь в 300 десятин. Он был присутствующим при Рязанской консистории; но попечения своего о благоустроении монастыря ничем не заявил. 22) Манассия (1755-1759 гг.) С самого начала вступления своего в управление монастырем он обратил особенное внимание свое на возобновление монастырских зданий, пришедших от нерадения прежних настоятелей почти в крайнее разрушение. Для этой цели ему нужно было возвысить сборы с монастырских вотчин. Но это вызвало среди крестьян сильный протест и сопротивление. Манассия отправился к крестьянам для личного убеждения их к послушанию, но был «вынужден услышать от них укоризны и брань, да вытерпеть обиду от них делом». Во время управления Манассии братская общая трапеза была только для обеда, а ужин брали братии в кельи свои. Примечательно, что всякое нововведение по монастырю архимандрит Манассия вводил не по совету только с братиею, но по приговору, который, вероятно, служил обязательным актом для братии. Есть дело в консисторском архиве, из которого видно, что архимандрит Манассия переведен в Рязанский Духовской монастырь. 23) Антоний (1739-1762 гг.) Им построены в монастыре святые врата и над ними колокольня, а в колокольне церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. По его докладу было дозволено построить на острове церковь во имя святителя Николая, а 17 июня 1762 года он скончался и похоронен в монастыре. Отпевание совершал настоятель Богословского монастыря архимандрит Феодосий. 24) Викентий (1762-1781 гг.) Происходил из духовного звания Нижегородской епархии, где в 1719 году пострижен в монашество и был там сначала крестовым монахом и затем настоятелем Жаровской Крестовоздвиженской пустыни в сане игумена. В 1759 году переместился в Рязанскую епархию и находился при архиерейском доме, а в 1762 году 13 сентября определен настоятелем Радовицкого монастыря, где вскоре возведен в сан архимандрита. Здесь ему пришлось пережить тяжелое для настоятелей время, когда в 1764 году отбираемы были вотчины от монастырей. Понятно, что в это время монастырь старался хоть что-нибудь удержать за собою из хозяйственных заведений, а чиновники от правительства усиливались внести в список правительственной экономии и то, что не следовало. Монашествующие, видевшие, что все достояние монастыря отобрано и они остались с одними келиями, ходили по соседним селам с ропотом и укоризнами против правительства, а в селах их запирали и представляли или к начальству, или в монастырь как бродяг. Настоятелю нужно было употребить особое искусство, чтобы успокоить братию и монастырь не подвести под ответственность. Отец архимандрит, кажется, успел братию сохранить в порядке и монастырь удержать от упадка. Через 6 лет после сего переворота он нашел еще возможность устроить в церкви Рождества Пресвятой Богородицы новый, блистательный по тогдашнему времени иконостас. Его управление ознаменовано важными событиями в государстве. Так, в 1768 году отменено телесное наказание лиц духовного и монашеского чина; в том же году введено прививание оспы после первого опыта над самою Императрицею и Ее Наследником. Достигши глубокой старости, о.Викентий не в силах был более нести обязанности настоятеля; а потому в апреле 1781 года, испросив увольнение от исполнения оной, удалился на покой в Нижегородский Печерский монастырь. За Викентием с отчислением Радовицкого монастыря к 3-му классу настоятелями оного опять последовали игумены. ИГУМЕНЫ25) Иоаким (1781-1797 гг.) Он обучался в Рязанской семинарии до философского класса и после сам обучал латинской грамматике в низшем и высшем классах училища. В 1775 году пострижен в монашество; был иеромонахом при семинарской церкви и присутствовал в семинарской конторе; затем был казначеем в Троицком монастыре, строителем Духова монастыря, членом консистории и духовником при архиерейском доме. В 1781 году 15 июня определен настоятелем Радовицкого монастыря с возведением в сан игумена. В самом начале поступления его на сию должность им с разрешения епархиального начальства с казначея и прочей братии была взята подписка в том, что «они всякое монастырское имущество, по долгу звания своего, а особенно, что есть у кого на руках, крайне наблюдать станут, без наималейшего ущерба, и с тем, если что по нерадению утрачено ими будет, то без опущения с того взыскано быть имеет». При нем в течение 1789-1790 годов устроены каменные ледники и прочие заведения, находящиеся в связи с этим корпусом; кроме сего, им заготовлены материалы для построения житней и конюшни с каретным сараем. По его мысли и желанию из разных серебряных привесок, как колец, медалей и других вещей, устроен серебряный ковчег весом в 32 фунта. В первые годы своего управления игумен скучал о том, что в обители иеромонахи и монахи все преклонных лет и к служению не способны, а через несколько лет, в 1797 году, и сам оказался не удовлетворительным в управлении монастырем и был посему переведен в Рязанский Троицкий монастырь. 26) Сергий (1797-1804 гг.) Переведен из настоятелей Рязанского Троицкого монастыря. При нем 30 сентября 1797 года дано знать, что правительство, определив наделить архиерейские дома и монастыри землями и прочими угодьями, назначило Радовицкому монастырю отвести: а) мукомольную мельницу при деревне Лучинской; б) луговой земли из дачи «Лусцы», близ села Селец, в прибавок к 6 десятинам, еще 22 десятины, о вводе коих, 17 мая 1804 года за №215 указом из консистории и сообщено с тем дополнением, что план и полевая, записанная на оные из казенной палаты, получены и для хранения оставлены в оной консистории. В его время именно Указом 1798 года введено в первый раз празднование со бдением на 22 октября в честь Казанской иконы Божией Матери, и причислен этот день к высокоторжественным в память изгнания на этот день поляков из России. Вследствие расстройства монастырской братии предписано было из консистории от 8 марта 1799 года за №812 вместо недельной череды в священнодействии во избежание нетрезвости ввести череду подневную. Затем за его слабость в надзоре и управлении монастырем, несмотря на его личное благочестие, он был уволен от управления и перемещен на покой в Богословский монастырь. До определения нового настоятеля управление монастырем поручено было иеромонаху Гавриилу, а села Нижнего Белоомута благочинному, священнику Василию Силину, поставлено было в особенную обязанность наблюдать за целостью денежных сборов и ежемесячно доносить епархиальному начальству о состоянии монастыря и количестве собранной суммы. 27) Гедеон (1805-1808 гг.) Он вызван на это послушание из Санаксарского монастыря. Свыкшись там духом с учреждениями и правилами общежительного устава, он старался внести тот же дух воздержания, послушания и братства и в Радовицкой обители. Памятником его попечения о исправлении братии в здешнем монастыре осталось «Наставление старца новопостриженному иноку». Во все время управления его монастырем он особенно старался ввести внутренний порядок и благочестие между братиею, чего ей недоставало от не внимания прежних настоятелей. Настоянием его прекращен обычай монашествующих исповедаться в других монастырях, и даже у приходских священников; равно введено правило непременно трапезовать всей братии вместе в общей трапезной и в одно время, а трапезование особое в своей келье прекращено. Деятельный отец игумен не оставлял без внимания и внешнее благоустроение обители: им положено начало устроения нынешнего настоятельского корпуса. Всего управления его было 3 года и 8 месяцев. 23 марта 1805 года он поступил в этот монастырь, 21 мая того же года возведен в сан игумена, а к концу 1808 года почил от трудов своих. 28) Виссарион (1808-1811 гг.) Избран из иеромонахов Московского Донского монастыря и с 6 декабря 1808 года возведен в сан игумена. Преосвященный Феофилакт по вступлении своем на Рязанскую кафедру, отыскивая источники для построения семинарского дома, сделал запрос ко всем церквам и монастырям о количестве продажи свечей и других церковных сборов. Отвечая на оный в июне 1809 года, отец Виссарион сделался невольным свидетелем благосостояния Радовицкого монастыря. Из его ответа видно, что в то время: 1) монастырские годовые доходы простирались до 10 тысяч рублей; 2) за три дома гостиничных получалось с арендатора по 350 рублей в год, да с кружкою в странноприимном доме собирали до 100 рублей; 3) за лавки во время двухнедельной ярмарки приходило по 75 рублей; 4) с мельницы получалось по 110 рублей; 5) к 1809 году оставалось от прошлых лет 16490 рублей. Отстройка настоятельского корпуса в течение 3-х лет была им совершена. В последнее время почему-то на помощь ему был прислан иеромонах Мелхиседек, известный впоследствии настоятель Московского Симонова и Ново-Воскресенского монастырей. По времени, утомившись от трудов, 11 июня 1811 года отец Виссарион оставил управление монастырем и удалился на покой опять в Донской монастырь. 29) Авраамий (1811-1819 гг.) Был переведен из строителей Раненбургской Петропавловской пустыни с возведением в сан игумена. Ему приписывают основание холодного Николаевского соборного храма. Во все время устроения в Рязани дома духовной семинарии (1811-1813 гг.) отец игумен Авраамий был членом строительного комитета как опытный знаток в строительном деле. Он был благочинным монастырей: Троицкого, Ольгова, Пронского и других; в течение трех лет (1815-1817гг.) был приставником свечного магазина и своим старанием немало содействовал разрешению нередких по этому делу затруднений. Много памятников осталось в обители за время управления ею отцом Авраамием. Не говоря уже о построении холодного Николаевского храма, им «вчерне складенного», великолепные сосуды с принадлежностями, напрестольный крест и Евангелие - это все, что когда-то составляло особенно ценное достояние обители, было устроено его старанием. В братии сохранилось об отце Авраамии предание, что он как сам никогда не бывал без дела, так не любил, чтобы из братии кто-либо оставался в праздности, оттого при нем каждый имел какое-либо рукоделие, иной вязал сети или чулки, другой столярничал, шил, сапожничал или переплетал книги. Прах его покоится под сенью воздвигнутого им храма, и имя его всегда с молитвою вспоминается при принесении бескровной жертвы в этом храме о упокоении прежде почивших отцов и братий Радовицкой обители. 30) Паисий (1819-1832 гг.) Переведен из строителей той же Раненбургской пустыни с возведением в сан игумена. Доселе многие, знавшие этого настоятеля и посещавшие при нем Радовицкую обитель, вспоминают о том времени как о цветущем для обители. В его время стечение богомольцев было едва ли не в десять раз более обычного. Пение тогда было превосходное; число братии весьма достаточное; по монастырю все хозяйственные заведения были в порядке. Сам он был весьма приветлив; учености он хотя никакой не имел (он был из мещанского сословия), но обладал от природы замечательным талантом, и, развив его начитанностью, он был хороший и замечательный говорун. Посему с поступлением его в Радовицкую обитель строение храма не потерпело остановки и замедления. Летом же 1819 года он новосооруженный храм покрыл железом, а затем своим порядком вел устроение и прочих частей храма. Кроме того, он устроил три гостиных дома, на которые им употреблена значительная сумма. На устроение внутреннего украшения храма он не щадил ни сил своих, ни средств. Устроение паркетного пола, фронтонов и иконостаса требовало большой суммы. В 1828 году за его труды и попечение об обители он возведен в сан архимандрита. Но вследствие простуды вскоре за сим в нем открылась водяная болезнь, от которой он и скончался. 31) Гедеон (1832-1835 гг.) Уже в преклонных летах он был переведен из Ольгова монастыря (ныне женский). Ни опытностью, ни распорядительностью, ни своими дарованиями он не мог удержать обители на той степени порядка, на которую она была возведена предшествующими настоятелями. Не без причины, конечно, и число братии при нем уменьшилось более чем на половину. Умер он в мае месяце 1835 года скоропостижно. 32) Иоаким в 1835-1837 гг. - игумен, а в 1837-1841 гг. - в сане архимандрита. Он был из окончивших курс семинарских наук; несколько лет был приходским священником. Принял - по вдовству - монашество в Рязанском Троицком монастыре; потом был казначеем в Спасском монастыре, затем служил экономом в Рязанской семинарии. В 1832 году определен настоятелем Ольгова монастыря на место Гедеона, а по смерти сего в Радовицком монастыре по указу консистории от 20 июля 1835 года №5100 переведен в сей монастырь с возведением в сан игумена. Нелегкий жребий ожидал его в сем монастыре. Не говоря уже о том, что братия были не благочинны по-надлежащему, новоустроенный храм представлял громадные затруднения. Ко времени поступления отца Иоакима в эту обитель от спуска воды в болотах и озерах, среди которых находится монастырь, земля вдруг оселась, и в храме сем, еще не отстроенном, оказались большие разселины (трещины); кроме сего, нужно было ставить на место устроенный не за малую цену иконостас, а, между тем, паркетный пол, уложенный года за два перед сим, от влажности места большей частью сгнил. При взгляде на храм в таком состоянии легко можно было подумать, что все храмовое здание грозит разрушением и уничтожением огромного капитала, употребленного на устроение его. Надобно было найти опытнейшего архитектора и употреблять усиленные меры и средства к скорейшему укреплению здания, устроению нового помоста и к успокоению мастера, приготовившего почти стотысячный иконостас - все то, что отец архимандрит успел сделать за непродолжительное время. Храм этот освящен 22 октября 1839 года преосвященным Гавриилом, архиепископом. За старание свое отец Иоаким был возведен в сан архимандрита. Как опытный и ревностный деятель с умом просвещенным и известною твердостью в правилах своих, он был в 1841 году переведен в Суздальский Спасо-Евфимиевский монастырь, откуда был перемещен по желанию преосвященного Илиодора в Курскую епархию настоятелем Знаменской обители. Последние дни своей жизни он провел в Воронеже при мощах свт. Митрофана, где в ноябре 1871 года и почил от дел своих. 33) Павел (1842-1852 гг.) Происходил из духовного звания, был псаломщиком при кафедральном рязанском соборе и отличался легкостью голоса и искусством в пении. Поступивши по вдовству в монашество и в последствии получивши сан иеромонаха, он был при архиерейском доме сперва казначеем, а потом экономом при пяти архипастырях. Настоятельствовал он прежде в Скопинском, потом в Богословском, затем в Радовицком и, наконец, в Солотчинском монастырях. Памятником его десятилетнего управления Николо-Радовицким монастырем остался вклад монастырской суммы из процентов в числе 16 тысяч рублей. После двенадцатилетнего служения на пользу Солотчинского монастыря он по слабости зрения вынужден был оставить должность настоятельскую и, прожив в оном монастыре на покое до 1877 года, скончался в марте месяце в сане архимандрита. НАМЕСТНИКИ34) ИОАСАФ (1852-1862 гг.) В монашество поступил из причетников. Он был с хорошими способностями, трудолюбив, всегда трезв и внимателен к себе, а потому вскоре был замечен епархиальным начальством и призван к высшим послушаниям. Он был казначеем архиерейского дома, а потом казначеем Рязанским и Зарайским. За труды свои был определен настоятелем Ольгова монастыря, исполняя в то же время должность эконома в архиерейском доме. В 1851 году он перешел в Полтавскую епархию, где также был экономом при архиерейском доме до 1854 года включительно. Когда Радовицкий монастырь поступил под настоятельство местных архипастырей рязанских, отец Иоасаф как лично известный преосвященному Гавриилу, бывшему тогда на рязанской кафедре, вызван был в Рязанскую епархию и определен в феврале 1852 года наместником сего монастыря. В сан игумена он возведен 3 июня 1854 года, а в мае 1858 года - в сан архимандрита. За свои труды от монарших щедрот он удостоился получить наперсный крест, выдаваемый из Святейшего Синода, и орден св.Анны 3-й степени. Во время своего управления Николо-Радовицким монастырем он холодный храм Рождества Пресвятой Богородицы обратил в теплый; на колокольне вместо старинного шатрового верха устроил высокий железный шпиль; площадь между Николаевским храмом и настоятельскими кельями на протяжении 60-ти аршин выстлал чугунными плитами и комнатам настоятельских келий придал другой вид, оклеив внутренние стены шпалерами и поставив в оные новую современную мебель. Кончил жизнь свою от водяной болезни 10 ноября 1863 года. 35) ВЛАДИМИР (1862-1878 гг.) В миру Василий Петрович Добролюбов, сын соборного диакона г.Скопина Рязанской губернии, родился 11 июля 1814 года. До поступления на сие место он был при учительской должности в Скопинском духовном училище; в течение 19-ти лет он был священником, благочинным, а потом инспектором училища. По вступлении в монашество 4 января 1853 года он был перемещен на должность учителя и инспектора в Рязанское духовное училище. На этой должности (1853-1862 гг.) за деятельное и разумное исполнение оной удостоился трижды получить от Святейшего Синода благословение. В последний раз, особенно за устроение ученической библиотеки, награжден наперсным крестом и возведен в сан игумена, и с поступлением на должность наместника произведен в архимандрита. Во время управления его Николо-Радовицким монастырем были произведены следующие работы: 1) пятиглавая церковь Рождества Пресвятой Богородицы разобрана и вновь устроена в большем размере с употреблением на то до 50-ти тысяч рублей серебром, собранных им от разных благотворителей, с затратою на этот предмет монастырских денег не более 10-ти тысяч; в холодной Николаевской церкви: 2) возобновлена живопись всех икон с переменою 8-ми местных икон на новые, писанные рукою художника академии; 3) устроен новый придел во имя святителя Алексея, митрополита Московского, на благотворительную сумму; 4) в деревянной, что на острове, церкви также на благотворительную сумму устроен новый иконостас со всеми новыми иконами, и сама церковь внутри по расширении окон и дверей оклеена деревом и раскрашена под дуб. На все эти постройки употреблено до 10-ти тысяч. Кроме сего, открыт приют для 10-ти сирот - мальчиков духовного звания - в виде приготовительного класса для поступления их в духовные училища, с каковою целью к ним приглашается учитель из окончивших курс семинарских наук; одежда, обувь, с содержанием и помещением производится от монастыря. 4 августа 1878 года определением Святейшего Синода отец настоятель вследствие представления местного епархиального начальства перемещен настоятелем в Рязанский Троицкий монастырь. На службе в Николо-Радовицком монастыре он был награжден орденами св.Анны 2-й степени и св.князя Владимира 4-й степени. Скончался 20 мая 1896 года. 36) МЕЛЕТИЙ (1878-1879 гг.) Преосвященный Мелетий, епископ Рязанский и Зарайский, в миру Михаил Косьмич Якимов. Отец Мелетий родился 29 октября 1835 года в селе Немском (Введенское тож) Вятской губернии, где отец его Косьма Павлович Якимов был священником (умер 18 октября 1837 года), мать-Александра Капитоновна, урожденная Рязанова, дочь чиновника, тоже из духовного происхождения; основательница Читинской Богородицкой общины, ныне преобразованную в общежительный монастырь (умерла 29 декабря 1888 года, 75 лет от роду и погребена в основанной ею обители, под церковью св. муч. Александры, у левого клироса). Свое первоначальное образование о.Мелетий получил в Нолинском, а затем в Вятском Духовных училищах; 26 марта 1857 года состоялось его пострижение в рясофор без перемены имени. В 1858 году 16 августа он был принят в Казанскую Духовную Академию, а 1 февраля 1859 года по указу Св.Синода пострижен в монашество с именем Мелетия, а 16 марта рукоположен в иеродиакона. По указу Св.Синода от 9 декабря 1861 года он был послан на миссионерское служение в Посольский Спасо-Преображенский монастырь на Байкале в Иркутской губернии, где среди миссионерских трудов им было написано сочинение, за которое в 1865 году он, уже иеромонах-миссионер, удостоен был степени кандидата богословия. Всецело преданный делу многотрудной проповеди, весь ушедший в свою суровую, до потери здоровья, деятельность, отец Мелетий скоро привлек особенное внимание начальства на свое благоплодное служение. В сентябре месяце 1872 года отца иеромонаха Мелетия мы видим на новом месте служения - на границе Монголии, в Цаганг-Усурском стане и Цакире среди бурят и тунгусов. Великие заслуги, оказанные отцом архимандритом Мелетием Святой Церкви на Дальнем Востоке царства Русского, обратили на него внимание высшего духовного начальства. 5 августа 1878 года последовало Высочайшее утвержденное назначение архимандрита Мелетия епископом Забайкальской области, а 5 ноября хиротонисан в епископа Енисейского и Красноярского. 5 июля 1879 года состоялось Высочайшее по докладу Св.Синода назначение на Якутскую кафедру епископа Селенгинского Мелетия, 1-го викария Иркутской епархии, а 14 октября 1879 года состоялся перевод его на Рязанскую кафедру. 37) НЕСТОР (1879-1890 гг.) С 1879 года наместником Николо-Радовицкого монастыря состоит архимандрит Нестор, в миру Никифор Васильевич Ильинский, родился 13 марта 1829 года в селе Дядькове Рязанской губернии, сын причетника, воспитывался в Рязанском духовном училище. В монашество пострижен в Рязанском Успенском Ольгове монастыре 28 августа 1860 года, куда поступил еще 8 марта 1847 года, где был казначеем; затем произведен в сан игумена, награжден палицею и перемещен на должность настоятеля в Скопинский Свято-Духов монастырь 12 февраля 1873 года. Управляя этим монастырем около 7 лет, он своею деятельностью, кротким обращением с братиею и вниманием к требованиям скопинских жителей приобрел достойное уважение от граждан и внимание от епархиального начальства. А потому при открытии вакансии на должность наместника в Радовицкой обители на него первого было обращено внимание преосвященнейшего Палладия, и он был призван к занятию этого места 8 января 1879 года. В течение одного года своего управления он успел уже по желанию своего настоятеля находящуюся на острове церковь обложить снаружи кирпичом и таким образом придать ей вид каменной церкви, за что Всемилостивейше пожалован орден св.Анны 3 степени 20 апреля 1880 года. Возведен в сан архимандрита 27 апреля 1887 года по определению Св.Синода. В 1889 году за усердную службу Всемилостивейше пожалован орденом св.Анны 2-й степени. В 1889 году монастырем устроен новый двухэтажный дом на каменном фундаменте, близ него устроена деревянная лавка, отдаваемая в арендное содержание. Кроме того, на расстоянии 150-ти саженей от монастыря, на скотном дворе, построены две избы с 16-ю хлевами для рогатого скота, а близ уездного города Егорьевска - мукомольная водяная мельница, где устроена изба с сенями и сараями и амбар для самой мельницы из елового леса. 38) ТИХОН (1890 - ? гг.) Сведения о нем отсутствуют 39) МЕЛЕТИЙ ( ? – конец 1930-х гг.) Сведения об управлении им обителью до революции неизвестны, но после установления советской власти и закрытия монастыря он единственный остался в монастыре, совершая богослужения и требы. Проживал он на первом этаже настоятельского корпуса в башне. Скончался в конце 30-х годов ХХ столетия и погребен на деревенском кладбище. Был весьма почитаем народом, ибо, по воспоминаниям современников, на его погребении было столько людей, что подводы стояли на всем протяжении от монастыря до кладбища. 40) Августин (с 2006г. по н.в.) Определен настоятелем Николо-Радовицкого монастыря решением Священного Синода от 26 декабря 2006 года с возведением в сан игумена.
|